Из проекта закона "О Полиции" можно выжимать воду
Автор
Сорокина Ирина Эдуардовна
28.09.2010

Сравнительный анализ некоторых положений Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 и проекта Федерального закона «О полиции»

 

При прочтении сразу бросается в глаза, что законопроект содержит термины, требующие расшифровки: «неуместно», «невозможно», «достаточные основания», «чрезвычайные обстоятельства».

В частности, полиции на основании ст. 15 Законопроекта предоставляется право  беспрепятственно входить либо проникать в любое время суток в жилые и иные помещения, при наличии «достаточных оснований полагать, что там совершается преступление».

В соответствии с нормами данного Законопроекта не возможно определить, какие основания являются достаточными, и каждый сотрудник полиции будет самостоятельно определять их для себя. Данное обстоятельство может послужить поводом для узаконенного нарушения норм права сотрудниками правоохранительных органов и, как следствие, возникновения произвола.

Кроме того, в Законопроекте не указано какие структурные подразделения будут входить в состав полиции, не прописаны их основные задачи, кто назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководителей территориальных органов.

В статье «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан» не указано: когда, каким образом должны быть принесены извинения. В то время, как извинения должны приноситься в письменном виде за подписью лица, их приносящего.

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст. 10 Закона «О милиции».

В Законе «О милиции», в разделе «Обязанности милиции» на первом месте содержалось предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Представляется, что обязанности по государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов должны входить не в компетенцию полиции, а быть возложены на органы ФСБ России.

На полицию возлагается обязанность по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета граждан. Однако, эта обязанность может быть возложена на ФМС, а сотрудники полиции должны оказывать содействие сотрудникам ФМС.

Оказание содействия органам здравоохранения в доставлении в психиатрические лечебные учреждения по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти учреждения, страдающих психическими заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя и окружающих, не является новой обязанностью. Однако, в Законопроект не включено положение о том, что доставление указанных лиц проводится сотрудниками полиции только при участии медицинских работников. Известно, что действия милиционеров, не обладавших соответствующими навыками, приводили к причинению телесных повреждений самим милиционерам или к гибели больного.

Законопроектом права полиции расширены (задержание,  вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки). Они содержат положения  уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Законопроект дает право сотрудникам полиции беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами т.д. Однако, если возбуждено уголовное дело или ведется дело об административном правонарушении, то подобное ознакомление будет регламентироваться Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, опять же является размытой и неточной формулировка о «необходимости». Не представляется возможным определить, на основании чего и для кого таковое ознакомление является необходимым. Особенно, при том обстоятельстве, что в Законопроекте состав полиции не определен.

Законопроект наделяет полицию правомобязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов. Данные положения  противоречат ст. 31 Конституции РФ, а также ст. 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в которой содержится исчерпывающий перечень полномочий представителей органов внутренних дел.

Законопроект содержит нововведение, в котором указано время, в течение которого допускается ограничение свободы передвижения гражданина на улице или другом общественном месте для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте,  решения вопроса  о необходимости  применения к нему меры принуждения. Однако, в Законопроекте не содержится, будет ли это время включено в общее время задержания, допускаемое при задержании по подозрению в совершенном административном правонарушении, как оно будет фиксироваться.  

Законопроект, наделяет полицию правом задерживать военнослужащих, граждан РФ, призванных на военные сборы, но не  указывает, с какого момента гражданин является военнослужащим и призванным на военные сборы.

За полицией закрепляется право на задержание лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства. Однако, не прописано о том, что служебный транспорт должен быть оборудован приспособлениями, позволяющими обеспечить безопасную перевозку граждан с указанными заболеваниями.

Законопроект вводит положения о формировании и ведении банков данных о гражданах. В этой статье законодательно закреплены права полиции по сбору и обработке данных о гражданах, необходимых для выполнения полицией возложенных на нее обязанностей. Ранее указанные права содержались в  ведомственных нормативно-правовых актах.

В Законопроекте полиция наделяется правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях выполнения возложенных на нее обязанностей. При этом Законопроект обязывает сотрудника полиции проходить проверку на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не реже одного раза в год. Ранее требования были более жесткими – проверку необходимо было проводить периодически. На практике это было в среднем раз в 2 месяца.

Положительным моментом является то, что вводится обязательное, в кратчайшее время уведомление полицией родственников или иных близких лиц гражданина, которому в результате применения физической силы, спец. средств или огнестрельного оружия причинены телесные повреждения и  обязанность по сохранению без изменения места происшествия, если в результате применения физической силы, спец.средств и огнестрельного оружия  гражданину причинены ранение либо смерть.

Статья Законопроекта о применении физической силы по содержанию аналогична статье 12 Закона «О милиции».

Применение специальных средств претерпело изменения. Законодатель вводит новое специальное средство: сети,и расширяет перечень случаев применения - во всех случаях задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться. Ранее было ограничение: преступления против жизни, здоровья или собственности.

В Законопроект внесен запрет на нанесение человеку ударов палкой резиновой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократное нанесение ударов в одно и то же место. Однако такой запрет следует установить не только относительно палки резиновой, но и других специальных средств, предметов, а также относительно применения физической силы. Ранее, часть подобных запретов также содержалась в ведомственных нормативно-правовых актах ДСП (для служебного пользования).

Указанный Законопроект отменил право сотруднику полиции  в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости  при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия использовать любые подручные средства. Это является положительным моментом, поскольку применение подручных средств нередко приводило к гибели задерживаемого или к причинению увечья.

В Законе «О милиции» использовалось два понятия: применение и использование огнестрельного оружия. Законодатель заменил использование термином «применение огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека». Расширяются права полиции по применению огнестрельного оружия: вводится положение о том, что сотрудник полиции вправе использовать огнестрельное оружие для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем огнестрельного оружия, взрывного устройства, взрывчатого или ядовитого вещества либо оказывающего вооруженное сопротивление и закрепляется за сотрудником полиции право при отсутствии огнестрельного оружия, состоящего на вооружении полиции применять иное оружие, находящееся у него  на законных основаниях, с учетом порядка, ограничений и запретов, установленных настоящим ФЗ.

Законодатель расширил право сотрудника полиции на производство выстрела на поражение нападающего на него лица, если лицо пытается достать что-нибудь из одежды без команды сотрудника полиции, либо совершить другие действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения его оружием. Введение этого права продиктовано участившимися случаями нападения на сотрудников милиции с целью завладения их табельным оружием или просто,  с целью причинения вреда здоровью. Но в данной ситуации опять же превалирует субъективное мнение сотрудника полиции, это может иметь негативные последствия.

В Законопроекте за  сотрудником полиции не закрепляются права на  постоянное ношение и хранение табельного оружия. Но указано, что порядок выдачи, хранения и ношения оружия и специальных средств будет определен федеральным органом исполнительной власти. Однако, это должно быть прописано в самом Законопроекте, а не в подзаконном нормативно-правовом акте.

Является новой статья об общественном контроле. Однако, она содержит в себе закрытый перечень видов общественного контроля, что препятствует развитию института общественного контроля.

Статья о прокурорском надзоре аналогична по содержанию ст. 38 Закона «О милиции».

Статья об обжаловании действий (бездействий) сотрудника полиции аналогична по содержанию ст. 39 Закона «О милиции», что не отвечает действительности. После начала работы Следственного комитета при прокуратуре РФ данная статья нуждается в изменениях. В нее должны быть включены основания для обращения в указанный следственный орган. 

Указанное и иные положения Законопроекта позволяют сделать вывод о том, что реформа в системе МВД в полной мере не проводится. Четкое реформирование еще предстоит.