О взыскании убытков, причиненных в результате бездействия судебного пристава-исполнителя
Автор
Сорокина Ирина Эдуардовна
14.03.2013

Для того чтобы привлечь судебного пристава-исполнителя к ответственности, необходимо доказать наличие состава гражданского правонарушения в действиях (бездействии) пристава.

Доказыванию подлежит факт причинения взыскателю вреда, его размер, наличие причинной связи между действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия).

По данному делу суд потребует доказательств утраты возможности взыскания денежных средств с должника в рамках исполнительного производства. Если же такая возможность не утрачена, то существует большая вероятность отказа в удовлетворении иска взыскателя о возмещении вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем.

Статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно части 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, от имени казны Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 утверждено Положение "О Федеральной службе судебных приставов", в соответствии с подпунктом 8 пункта 6 которого Федеральная служба судебных приставов России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

При рассмотрении вопроса о возмещении вреда по правилам статьи 1069 ГК РФ необходимо доказать факты наличия вреда, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинной связи между этими элементами и размер вреда.

Истец в данном случае доказывает как противоправность поведения ответчика, так и причинную связь между его поведением и наступившим последствием.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ при предъявлении требования о возмещении убытков потерпевшее лицо должно доказать размер ущерба и причинную связь между действиями причинителя вреда и наступлением неблагоприятных последствий, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о принятии истцом всех необходимых мер для избежания или уменьшения размера причиненного ущерба.

При бездействии судебных приставов-исполнителей заявители обращаются в суд с заявлением на бездействие соответствующего территориального подразделения Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП).

Если решение суда в предусмотренный ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" двухмесячный срок не исполнено, заявитель просит признать неправомерным нарушение ФССП установленного законом двухмесячного срока исполнения судебного решения и обязать ФССП принять все предусмотренные законом меры к исполнению судебного решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)  постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В соответствии с п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, получать объяснения, информацию, справки (пп. 2); проводить проверку (пп. 3); рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве (пп. 12); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пп. 17).

В соответствии со ст. 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В соответствии с п. 1 ст. 128 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

При разрешении спора, суд будет исходить из преюдициального значения выводов состоявшегося ранее суда о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя и утраты возможности получения спорной суммы с должника.

Также, доказательством может являться приговор суда о привлечении судебного пристава-исполнителя к уголовной ответственности. Кроме того, известно, что в судебной практике в качестве доказательства применялось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому было установлено, что своими действиями судебный пристав-исполнитель совершил преступление, предусмотренное статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, но не подлежал привлечению к ответственности за истечением срока давности. Следственные органы установили, что судебный пристав-исполнитель уклонялся от взыскания задолженности на основании исполнительного листа. Исполнительное производство окончено в связи невозможностью взыскания.

Ст. 293 УК РФ устанавливает ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства

Руководствуясь положениями статей 16, 1064, 1069 ГК РФ Федерации, ФЗ «Об исполнительном производстве», суд, установив противоправность бездействия судебного пристава-исполнителя, причинную связь между этим бездействием и причинением ущерба обществу, вину судебного пристава-исполнителя и размер причиненных убытков, удовлетворит исковые требования.

Принимая решение, суд будет исходить из того, что ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

При этом, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, должны быть представлены доказательства, позволяющие суду прийти к выводу о том, что требования истца подтверждены документально, являются обоснованными, убытки причинены в результате неправомерного бездействия судебного пристава-исполнителя.